Тюменские фермеры боятся, что у них случится новая Кущевка
Корреспондент «КП» побывал там и увидел, как зарождаются новые станицы кущевскиеАлексей ОВЧИННИКОВ — 02.03.2011 Резня в станице Кущевская заставила вздрогнуть всю страну. Хотя кто знает: если бы не трагичный финал, в котором были убиты 12 станичников, может, и сейчас банда Цапка продолжала бы терроризировать бизнес и население. Шок-то у общества и власти вызвала именно последняя, кровавая часть драмы. На предыдущие же скучные акты, которые и породили трагедию, мало кто обращал внимания…
Корреспондент «КП» побывал в Тюмени и, наблюдая за подобными «скучными сценами», увидел, как зарождаются новые станицы кущевские.
НЕКОМФОРТНЫЙ «КОМФОРТ»
— … Я тебе тогда не все рассказал, — тюменский фермер Виктор Бородулин, встретивший меня в аэропорту, вспоминает мой прежний приезд в Тюмень. — Спустя полгода после «страусиного дела» ко мне заявился майор из угро и попросил 3 миллиона рублей…
— В долг?
— Нет. Сказал, что ему однажды предложили подкинуть мне, а потом «обнаружить» ствол, из которого в страусов стреляли. Он тогда этого не сделал. Вот и пришел, чтобы я его «отблагодарил». И имя заказчика назвал: Рахматуллин. Я и на суде это могу повторить…
…О «страусином деле» я писал еще три года назад. Окоченевшие трупы экзотических для Западной Сибири птичек с пулевыми отверстиями были обнаружены на территории ООО «Комфорт», к созданию которого приложил руку адвокат Рафаиль Рахматуллин, в прошлом — майор тюменского ОБЭПа. Виновных назначили быстро: следаки забрали сына Виктора Бородулина с друзьями, заставляя их признаться в убийстве заморских птиц.
Лишь через полгода удалось доказать, что парни в ту ночь были далековато от страусов, а пули в птичек, судя по всему, выпустили уже после их смерти: в ту ночь на дворе было -36, а отапливать вольеры никто не потрудился…
Что же не поделили фермер Бородулин с адвокатом Рахматуллиным?
МИЛЛИАРДЫ ПОД НОГАМИ
…Хруст от наших шагов по заснеженному полю, примыкающему к городским постройкам, напоминает хруст купюр. Впрочем, так оно и есть — мы в буквальном смысле идем по миллиардам: каждый гектар земли, укутанный толстой коркой снега, стоит сегодня 6,5 миллиона рублей. У фермера и троих его друзей такой «золотой» земли — почти 800 гектаров. Но счастью своему они совсем не рады…
Все началось в 90-х, когда государство объявило о создании фермерского движения. На рисковое дело тогда отважились четыре работника совхоза «Ембаевский»: Виктор Бородулин, Александр Цинн, Леонид Михайлин и Виктор Гейворонский. Когда правление совхоза решало, где именно друзьям придется фермерствовать, долго не думали: отдали самые никудышные земли — непосредственно у городской черты. Туда и трактора гонять далеко, и землица тощая, да и городские постоянно влияли на урожайность, потыривая капусту и прочие овощи…
Фермерам ничего не оставалось как взять ее, оформить в собственность, набрать кредитов и сесть за трактора. И ельцинский эксперимент на отдельно взятом тюменском клочке земли вдруг удался: к 2008 году каждый четвертый выращенный в области овощ был их, фермерским, овощем!..
На этом можно было ставить точку, пожелав героям успехов на ниве земледелия… Однако спустя десятилетие Тюмень, уже не вмещавшая в себя всех желающих, вдруг задумала расширяться, капустно-морковные земли стали городскими, и у этих наделов вдруг появилась реальная стоимость. Земля запахла банкнотами…
Тогда-то и появилось на сцене то самое ООО «Комфорт», хозяином которого является адвокат (а что важнее — бывший майор милиции) Рахматуллин.
Каким-то образом скупив несколько долей у крестьян и после этого получив право участвовать в собраниях пайщиков (и проводить их по своему усмотрению), «Комфорт» начал с организации той самой страусиной фермы. Но самые лакомые куски по-прежнему оставались у фермеров. И тогда им посыпались предложения «договориться по-хорошему»: или продаете землю за копейки, или посадим. Про страусов вы уже знаете…
Дальше — больше.
Вскоре «Комфорт» провел собрание дольщиков в… Екатеринбурге, за 320 км от Ембаева! Впрочем, по нашим законам хоть на Камчатке проводи. Истинные хозяева земли, обычные ембаевские крестьяне и фермеры, не смогли на него попасть (а тех, кто все же приехал, просто не пустили в зал). А потом узнали: их подписи стоят в протоколе собрания, и они требуют признать выделение земель фермерам незаконным. Позже изумились еще больше, узнав, что Управление Федеральной регистрационной службы по области (УФРС) вдруг на основании этого «протокола» оформило часть фермерских земель на… «Комфорт»!
— Даже не рыпайтесь, там все схвачено! — честно предупредил тогда Рахматуллин нескольких крестьян с обостренным чувством справедливости. Что именно имел в виду бывший обэповец, он не объяснил, но деревенские как-то быстро вспомнили, что руководитель УФРС Александр Одинцов — тоже из бывших правоохранителей: ранее они с Рахматуллиным вместе работали в УВД Тюмени. И, говорят, сохранили прекрасные отношения. Может быть, поэтому четко и с опережением сроков регистраторы работают, лишь когда приходится оформлять все новую и новую собственность на «Комфорт».
Причем за этим ООО признают даже чужие и спорные земли. В отношении же бумаг фермеров и крестьян где-то в недрах этого ведомства непременно включается тормозной механизм: документы неожиданно теряются, а сотрудники требуют доказать, что эта земля действительно принадлежит им.
— Ты бы в Ембаево съездил, с людьми поговорил, — предложили мне фермеры.
— Там многие давно смирились с «потерей» документов на землю…
«ТАК И НЕ ХОДИМ НИКУДА...»
…Почти три года назад народ в Ембаево был куда разговорчивее. Мужики били себя в грудь, клянясь, что никаких земель никому не продавали, ни в каких собраниях они не участвовали и что суд расставит все точки над «i».
Еще бы — каждый из них, получив когда-то свою долю в 4,9 га, был потенциальный миллионер: умножьте эту цифру на 6,5 миллионов… Сегодня того азарта в отстаивании своих прав здесь нет.
— А что ты хотел? — кое-как согласился поговорить один из тех правдолюбов.
— Как-то мы пришли в Ленинский райсуд подтверждать, что никаких подписей не ставили, так Рахматуллин заорал: «Спины на ремни порежу, еще сюда сунетесь!»
— Порезали?
— Нет, — закуривает правдолюб в отставке.
— Но нескольких наших кто-то потом избил…
Какие заявления, о чем ты?! Не будет народ ничего говорить. Так ни в какие суды больше и не ходим…
ОСОБЕННОСТИ ТЮМЕНСКОГО ПРАВОСУДИЯ
На грани отчаяния и юристы, которые подрядились в судах защищать земли фермеров от откровенного захвата. Они также отмечают странную закономерность: если райсуды Тюмени вынесли решения не в пользу Рахматуллина, значит, скоро их отменит Тюменский облсуд.
С каким-то непонятным упорством он каждый раз определяет: во всех случаях прав лишь «Комфорт», пришедший на эти земли много позже фермеров.
— Знаешь, до чего дошло? — с печалью в голосе спрашивает руководитель юридического бюро «Унисон» Владимир Стариков. — В приватных беседах судьи райсудов говорят: «Иди в областной и договорись...» Я их понимаю: они тоже люди и неприятностей не хотят…
— ???
— Надо знать судейскую систему. Чем больше ты выносишь решений, которые потом будут отменены, тем ниже впоследствии будет твоя квалификация…
— А кто определяет: снижать квалификацию судьи или нет?
— Зампредседателя облсуда Александр Кликушин, который с завидным постоянством признает правоту рейдеров.
Ну и зачем районным судьям браться за дела, которые, как и постоянно пророчит Рахматуллин, будут отменены?..
— Но, может быть, фермеры не правы? — предполагаю.
— Не знали законов и оформили с нарушениями…
— Даже если так, то срок подачи претензий — три года. А прошло 13 лет!
А как фермера Бородулина мошенником сделали — вообще песня!
«ОПГ — ОЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА»
«Мошенником» Бородулин стал в декабре прошлого года. Судили его на этот раз уже в Калининском райсуде. Рахматуллин настаивал на том, что когда-то Бородулин подделал подлинник протокола общего собрания пайщиков и сдал его вместе с другими документами в УФРС. Однако в расписке, которую предоставила регпалата, ясно видно: никакого подлинника не было, а запись об этом в расписку зачем-то внесла одна из сотрудниц этого удивительного ведомства.
Лажа вскрылась быстро. «Считать невиновным», — вынес решение на свою беду районный судья.
И история повторилась: Тюменский суд был категоричен — Калининский райсуд судил неправильно. Потому что в качестве ответчика не был привлечен отец Бородулина (когда-то он передал свои доли сыну), скончавшийся три года назад!
Во второй раз Калининский райсуд был менее строптивым: 5 лет условно…
— Самое смешное, что приговор есть, а протокола (стенограмма, ведется одновременно с процессом. — Ред.) заседания суда до сих пор нет! — веселится защитник фермера.
— Месяц прошел. Не готов, говорят.
— А вы расскажите про ответ Рахматуллина на суде об ОПГ, — снова вставляет Бородулин.
— А, ну да, — вспоминает юрист. — На одном из заседаний я предположил, что «возможно, в интересах «Комфорта» действует преступная коррумпированная группа». «Допустим, и существует такая группа, но она действует строго по закону!» — ответил Рахматуллин.
Тот суд мы тоже проиграли, а Рахматуллин потом, выходя из зала, перевел нам: «ОПГ — очень профессиональная группа».
«ПРЕКРАЩАЕМ ПЕРЕПИСКУ С ВАМИ...»
— А депутаты местные, а губернатор? К ним обращались? — интересуюсь у фермеров.
— А как же! — в голосе фермера Михайлина чувствуется ирония. Он выкладывает несколько листов бумаги — историю эпистолярного диалога земледельцев с властью. Наиболее оперативно отреагировал на крик о помощи председатель Областной думы С. Е. Корепанов, отписавшись уже на следующий (!) после обращения день. Рассказав, что земельные споры решаются в суде, спикер вежливо закрыл тему: «На основании вышеизложенного… мною принимается решение о прекращении с Вами переписки под данному вопросу».
— Человечище! — восхищенно теребит ответ Михайлин. — За сутки изучить проблему и ответить… Так интеллигентно меня еще не посылали… В аппарате губернатора области к делу подошли более серьезно: изучали почти неделю. Но и здесь: «Информирую, что организация приема Губернатором Тюменской области представляется нецелесообразной, так как проблема подлежит разрешению исключительно… в судебном порядке».
Приехали… А ведь нечто подобное было и в Кущевке. Неправда, что каждый властный человечек там братался с цапковскими головорезами. Наоборот: большинство из государевых людей не были таковыми. Но зная, что происходит в станице, они просто делали вид, что их это не касается.
А кто-то вообще побоялся. Страх и равнодушие — прекрасное дополнение к коррупции… А уж про такие «мелочи», как рабочие места и местный сельхозпроизводитель, чиновники, уверен, вообще ни разу не задумались. Вот и ломятся сегодня от продукции китайских и израильских овощеводов тюменские прилавки, еще недавно заполненные фермерскими капусткой-картошечкой. А более сотни крестьян, которым фермеры давали работу и платили в разы больше средней зарплаты по району, сейчас откровенно не знают, чем будут отдавать кредиты.Город наступая на колхозные земли создал проблемы для овощеводов
Фото: автора
«КОТТЕДЖ — ДЕДУ ХАСАНУ, ЗЕМЛЮ — РАХМАТУЛЛИНУ...»
— Напиться хочется от безысходности! — Бородулин привез меня на свою базу с тракторами-плугами и с досады пнул по колесу одного из «Беларусей». Скоро весна, но фермер, скорее всего, не выгонит эту технику на поля: часть земель отнята, часть — в аресте...
— А с ними мне теперь что делать? — кивая на трактора, спрашивает фермер. — Собянинские подарки, между прочим. Сергей Семенович, когда губернатором у нас был, лично вот эти два вручил. Как лучшему фермеру области. Четыре года подряд им был… А теперь я — мошенник…
Хотя у меня ведь был шанс остаться с «чистой» биографией, — вспоминает он. — Ко мне, когда завели «уголовку», приходил еще один бывший мент, теперь — тоже юрист. Передал «привет» от Рахматуллина и сходу перешел к делу: 10 миллионов за закрытие дела, земля передается «Комфорту», а строящийся коттедж — в подарок смотрящему от Деда Хасана…
У меня и запись разговора была. Я ее в отдел собственной безопасности УВД передал.
— И?.. — Сказали, что этот мент — бывший, а они следят за действующими сотрудниками… Вот и все… Хотя не все, нет. Позже при мне следователь Калининского РОВД (теперь уже бывший) звонила этому «посланнику», и, не стесняясь, спрашивала: договорились мы, или нет, что ей в обвинении писать… А еще недавно дочке звонили. И пожелали мне доброго здоровья. От Миши Ланина…
«ЭТО НЕ КУЩЕВКА. ЭТО ХУЖЕ...»
— Кто такой Ланин?! — удивляется вопросу один из бывших тюменских оперов.
— А, ты ж не отсюда… Имя Ланина прогремело в Тюмени в 90-х годах. История типичная: натренировавшись в брошенной государством полуподвальной качалке, Ланин вместе с товарищами однажды вылез на улицу. И о зверствах группировки «Малая десятка» вскоре услышала вся Тюмень.
Судьба банды также тривиальна: кто-то полег на полях бандитских сражений, а остальные сохранили здоровье в тюрьмах. Больше всех повезло Мише: через год он снова обрел волю. — Говорят, за него один бывший рубоповец просил, — припоминает мой собеседник.
— Смешно, конечно, но он же его и сажал. А потом Миша деликатные поручения рубоповца исполнял как миленький. Так что знакомому твоему надо поосторожнее.
Ланин, насколько я понял, их последний аргумент. Кончится ресурс в судах — на сцену выйдет он. — То есть в Тюмени действительно может случиться своя Кущевка?
— Это не новая Кущевка, нет, — немного подумав, отвечает он. — Это хуже. Да и Ланин — не Цапок. В Кущевке бандюки подмяли под себя власть, и молодежь свою распустили до беспредела.
У нас наоборот: чиновники нанимают криминал. И это куда страшнее. Чиновник хитрее, умнее, и открытого беспредела не допустит, а значит, и резонанса такого не будет. Да и подонков, насилующих девочек, нет, потому что бандюки у них ходят по той половице, которую им указали.
— А откуда у Рахматуллина деньги на захват земель? Рейд — дело затратное…
— А ты уверен, что это его деньги? — хмыкает экс-опер. — После увольнения из ОБЭПа Рахматуллин какое-то время был помощником знаменитого в Тюмени адвоката Лавренева. Тот прославился тем, что защищал всякого рода отморозков. «Приземлившийся» на нары лишь в конце прошлого года авторитет Ганс, тоже был в числе его клиентов.
Дозащищался: зарезали Лавренева в подъезде. Молва до сих пор уверяет, что это дело рук Япончика (да-да, того самого), который накануне вдрызг разругался с Гансом и сдал его ментам…
ВСЕ ВСЁ ЗНАЮТ...
Удивительно устроена наша правоохранительная система. Можете наугад ткнуть в карту нашей Родины, внезапно объявиться там, и меньше чем через сутки общения с местными будете знать: через каких братков решать «проблемы», а также прейскурант «услуг». И обо всем этом знают местные силовики. Но ничего не изменится в удивительно мирном сосуществовании этих двух взаимоисключающих друг друга миров.
Кстати, о бандитах и тарифах. К ним за «помощью» Бородулин и не думает обращаться, считая свое дело правым. Да и пример наглядный перед глазами: фермер Цинн, однажды клюнувший на их «услуги», остался без земли уже на следующий день. Желание добиться справедливости в судах быстро кончилось: ночью ему пальнули в окно. Кто — неизвестно, но Цинн «намеки» понял, на сбережения приобрел землю в дальнем районе и собирается продолжить дело там, где земля не имеет такую цену, а потому никому не нужна. Пока не нужна…
Кущевку с этой историей объединяет и еще одна сюжетная линия. Про беспредел в Краснодарском крае мой коллега Николай Варсегов написал задолго до кровавых событий лета 2010-го. И что, кто-то из властей тогда пошевелился, задумался над тем, чем все это может закончиться?..
Материал о захвате земель фермеров вышел почти три года назад. Реакция была точно такой же, как и на публикации Варсегова, — нулевой. Хотя у органов куда больше возможностей не дать актерам доиграть этот спектакль, чем у журналиста. Все мои попытки поговорить с теми, которых Бородулин со товарищи в открытую обвиняют в коррупции, ничем не увенчались. Точно так же было и в прошлый мой приезд сюда: глава регпалаты Одинцов вечно был то занят, то внезапно уезжал по служебной необходимости. Все известные телефоны Рахматуллина вдруг замолчали. Судья Кликушин также оказался недоступен… А что до зрителей…
Большинство из них предпочитает просидеть в театральном буфете, явившись лишь к кровавой развязке…
Сегодня в Тюмени идут те самые занудные, а потому не интересные большинству акты бытовой провинциальной драмы. Точно так же было в Кущевке: сегодня мы уже знаем, что ужасному преступлению предшествовало упрямство, с которым станичники не хотели отдавать Цапку и его команде принадлежащие им предприятия и земли. Разница лишь в цене вопроса: в Кущевской это около пары сотен миллионов рублей. В Тюмени — несколько миллиардов.
Диалог народа с властью закончился по инициативе власти.
«ПОЧЕМУ ОН НЕ ПИШЕТ ЗАЯВЛЕНИЯ?!»
Однако случился и обнадеживающий разговор.
— Да, похоже, это и в самом деле особый случай, — устало вздохнул 1-й замруководителя Следственного комитета по области Денис Чернятьев. — Я только одного не пойму: почему он к нам-то не обратился, заявления не написал?! Пойми, ну полезем мы туда без заявления, тот же Рахматуллин, который вовсе не дурак, спросит: а на каком основании? И жалобу на нас главе СКР напишет, что беспредельничаем…
— Не обращается, потому что не верит, считает, что все вокруг куплено…
— Мы куплены?! — удивляется Чернятьев и, авторитетно заявив, что это бесполезно, перечисляет последние достижения СК по области: довели до суда группу со связями в бюрократических кабинетах, пытавшуюся хапнуть 150 миллионов, расследовали откровенную уголовщину первых лиц из местного Росимущества, которые сели, несмотря на взятку в миллион рублей, занесенную в Минэкономразвития России…
— Не бывает такой поголовной купленности! — убеждает он. — Пусть обращается, пока не поздно! (Когда писался этот материал, Бородулин с друзьями отнесли заявление в Следственный комитет.)…
Увы, увидеть в глазах высоких милицейских чинов области такую же решимость бороться с криминалом мне было не суждено. Тщетно мерз я несколько часов под зданием главного милицейского здания. Начальники были заняты более значимым делом — сидели на видеоконференции, посвященной вопросу их грядущего переоблачения в полицейскую форму…
А этим же вечером одному из фермеров вновь поступил звонок с намеком на его скорую загробную жизнь. Несознательному анониму, похоже, было по барабану, какую форму будут носить те, кто по долгу своей службы должен не допускать новых кущевок…
ПОСТСКРИПТУМ
«Неоднократные обращения заявителя (Бородулина. — Ред.) в правоохранительные органы… разбиваются о круговую поруку и нежелание разобраться в этом вопросе, в первую очередь в связи с вовлечением в эту проблему ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДЕЙ…
Косвенным сигналом о признаках коррупции в органах судебной системы, являются неоднократные противоположные решения судов различной юрисдикции, неоднозначный перевод дел одной подсудности в другую, а также систематическое фигурирование одних и тех же судей кассационной инстанции, выносящих решения в пользу определенной коммерческой организации…
Как известно, безнаказанность правонарушителей и преступников, прикрываемая представителями органов госвласти, способна привести к трагическим событиям, подобным, произошедшим в станице Кущевская...»
Из запроса депутата Госдумы Павла Тараканова Генпрокурору России Юрию Чайке.
Украдено отсюда.